Показания свидетеля Согрина С.Н.
Лист 330
Показания свидетеля ПО ПРОТОКОЛУ
24 апреля 1959 года в соответствии со статьями 162-168 УПК РСФСР прокурор Свердловской области криминалист Иванов был допрошен в качестве свидетеля.
Фамилия, имя и отчество: Согрин Сергей Николаевич.
Год рождения 1937.
Место рождения: город Шанхай, Китай.
Национальность: Русский
Политическая принадлежность: член комсомола.
Образование (какую школу и когда окончил): Студент 4 курса Политехнического института.
Род занятий: а) в настоящее время: студент, б) на момент событий: -
Судимость: нет
Постоянное место жительства: г. Свердловск, ул. Кирова, 18.
Заграничный пасспорт: -
Отношение к обвиняемому: -
Предупрежден об ответственности по части первой ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний.
назад
Свидетель показал: я поступил в институт в 1955 году и начал работать в туристической секции. В первые дни я встретился с Дятловым и другими туристами. В секции существует определенная группировка ее членов. Эти группы обычно называют по имени самого инициативного товарища – обычного лидера группы. Дятлов был таким. Почти из года в год он был руководителем экспедиций, начиная с I категории и заканчивая самой сложной III категорией. Два года Дятлов работал в отделе бюро. Менее опытные туристы всегда обращались к нему за советом по технике и тактике.
Зимой 1958-1959 годов Дятлов начал готовить новую экспедицию, о которой знал весь отдел. Первоначально экспедицию предполагалось провести на Приполярном Урале, но, поскольку этот район требовал много времени, от него отказались и выбрали Северный Урал — регион проще и доступнее. Я сам тоже находился в процессе подготовки похода III категории на Приполярный Урал, и мы с Дятловым часто говорили о наших маршрутах, делились опытом, совместно решали те или иные вопросы подготовки, тактики на маршруте.
23 января группа Дятлова вышла из Свердловска, через четыре часа ушла и моя группа. Я вернулся в Свердловск 24 февраля. Через 3-4 часа после моего приезда ко мне подошел участник моего похода Седов и сказал, что группа Дятлова не уложилась в срок.
Лист 331
Вместе с ним мы поехали в институт, где встретили Мильмана Л.С., который знал о случившемся не больше нас. Профком организовал круглосуточное дежурство, готовились группы для поисков. Самое активное участие в организации всех обысков в Свердловске в эти дни принимал председатель профкома В.Е. Слободин.
На следующий день, т. е. 25 февраля, я вылетел в Ивдель. В тот же день вылетели Аксельрод, Типикин, Ябуров, Чиглинцев. Последние двое - радисты. Они приземлились в Артемовском, чтобы поймать радиостанции; но они были совершенно непригодны для спасения (весили около 200 кг). После 3-часовых переговоров со Свердловском радиозаводу пришлось перевезти только 2 станции (больше самолет не взял), которые были совершенно ненужны. Вечером было заседание комиссии, которая пригласила меня и Аксельрода. Из всего того, что я там узнал, стало ясно, что настоящие и плановые поиски начались только с приездом товарища Масленникова, поскольку собравшаяся там рота была совершенно не компетентна в вопросах туризма и организации спасательных работ.
Меня направили в группу Аксельрода, и 26 февраля мы вылетели на вертолете на восточный гребень горы Отортен. В нашу задачу входило тщательное обследование места слияния горы Отортен и всех ее склонов, поскольку оно считалось наиболее вероятным местом аварии. 27 февраля Аксельрод, Типикин и я вышли из лагеря на реке Сульпа.
Лист 332
на горе Отортен. Затем мы осмотрели все его склоны и перевалы. Мы спустились на юг. В результате 10-часовых поисков выяснилось, что группа Дятлова не дошла до Отортена, а группу Слобцова тоже нигде не было видно. Слобцов вместо горы Отортен полетел на высоту 1023. Сверху была снята записка, оставленная группой туристов МГУ ( Горно-географический университет - прим. ред.) 1956 года. В тот же день при обыске нам бросили канистру, в которой была записка о том, что Дятлов Групповая палатка была найдена в районе высоты 1079.
На следующий день наша группа вылетела обратно в Ивдель. Здесь же, кроме того, мы узнали, что найдены четыре тела: Дятлова, Колмогоровой, Кривонищенко, Золотарева, последний позже оказался Дорошенко. С установлением места происшествия все поисковые группы были отозваны и переброшены в район происшествия. Руководителем поисковой операции на высоте 1079 был назначен Масленников.
Первого марта на месте аварии были высажены я, Аксельрод, Типикин, Иванов Л.Н. Нас встретила большая группа людей, плотно закутанных в лыжные шапочки. Ветер гнал снег в лицо и пытался сбросить тебя с плато. Быстро погрузили в вертолет вещи группы Дятлова и несколько человек. За большим утесом лежали три тела, уже подтянутые к вертолетной площадке. Несмотря на плохую погоду , пошли на поиски. Началось зондирование склона, но из-за плохой погоды и отсутствия опыта участников поиска особой эффективности не было.
Лист 333
Мы прошли место гибели Колмогоровой и Дятлова и подошли к кедру. Возле дерева лежал Кривонищенко в майке и трусах. У кедра видны остатки костра, который горел около 2-3 двух часов из-за отсутствия достаточного количества дров. Костер был невелик, чтобы обогреть едва одетых людей. Из осмотра места выяснилось, что там было более двух человек, поскольку велись массовые работы по заготовке дров и елей . Об этом свидетельствуют большое количество порезов на стволах деревьев, сломанные ветки и ели, это позже подтвердили предметы, найденные при пожаре: манжета рубашки от свитера, носовой платок.
Вернувшись в палатку в лагере, мы отвезли тело Кривонищенко на вертолетную площадку. На следующий день из-за урагана, метели и отсутствия видимости работать было невозможно и все вернулись в лагерь. Рядом с лагерем мы нашли тайник (он же лабаз) группы Дятлова. Лабаз был хорошо оборудован, найденные в нем продукты свидетельствовали о хорошей тщательной подготовке группы к экспедиции. 3 марта погода несколько улучшилась. Мы решили разделить всю зону происшествия группы Дятлова на участки и обыскать зондами каждый метр. За пределы этой зоны были отправлены группы свободного поиска для внешнего осмотра подозрительных мест. Обыски проводились по этому плану до 8 марта. По итогам 5-го числа
Лист 334
Тело Марта Слободина нашли в куртке, штанах и одной валенке (вторую нашли в палатке). Погода в эти дни была переменчивая, но преобладала плохая: сильный ветер, метель, что характерно для марта месяца на Урале.
4 марта я, Аксельрод, Королев и трое москвичей поднялись к месту, где была установлена палатка Дятлова. Все мы здесь пришли к единодушному мнению, что палатка установлена по всем туристическим и альпинистским правилам. Склон, на котором стояла палатка, не опасен. Крутизна склона 15-18°.
Под палаткой на заснеженном склоне видны следы в нескольких следах. Это указывает на то, что группа сбежала из палатки и не покатилась по склону. Если предположить, что кто-то вышел из палатки и по каким-то причинам упал, то он пролетел бы не более 10-20 метров. При этом всегда при сильнейшем ветре был реальный шанс вернуться в палатку. Вернуться к палатке из кедра, которая находится в 1,5 км вниз по склону, без обуви не под силу даже самому сильному человеку.
7 марта запланированный объем работ был выполнен. Мы прощупали всю долину от палатки до кедра длиной 1,5 км и шириной от 300 до 400 м. Зондирование также проводилось вокруг кедра в радиусе 200 метров. Мы провели бесплатный поиск по всей долине реки Лозьвы, а также
Лист 335
высота 880 метров и все окрестные склоны. Я лично принимал участие в зондировании долины и осмотре высоты 880 метров.
Мои мысли о методах поиска. На мой взгляд, с приездом Масленникова обыски были организованы правильно. Первоначально над районом похода проводился воздушный поиск с целью обнаружения следов, дыма пожара и т. д. Одновременно готовились поисковые группы к высадке к наиболее вероятным местам катастроф. (При этом необходимо, чтобы поиски проводили сами туристы, а не комиссия, не разбирающаяся в специфике туризма). Вместе с местом происшествия все группы были переброшены туда. Теперь о поисках на высоте 1079.
Считаю, что объем работ, проведенных до 8 марта, дал все основания прекратить поиски до таяния снега. Об этом свидетельствует опыт спасательных работ в горах. Для наблюдения и свободного поиска можно было оставить группу в 5-6 человек. Другие методы поиска, вроде рытья траншей или чего-либо еще, в этих условиях были бы неприемлемы, потому что не было ни лавины, ни снегопада.
Когда начинается таяние снега, необходимо использовать собак для поиска следов пробуждающихся от спячки животных.
Теперь о движении группы Дятлова по маршруту. Первые дни похода прошли нормально. Группа живо интересовалась всем увиденным (мансийские таблички)
Лист 336
Они наслаждались походом и отдыхали. Вечером «быстро разжечь костер и поставить палатку на еловых ветках» (из дневника) 31 января, после хорошего ночного отдыха, группа достигла верховьев реки Ауспии, где планировала разбить лабаз и идти налегке к Отортену (знаю это из разговора с Дятловым перед экспедицией). Поднявшись на перевал на Лозьву, они заметили, что погода портится, и хорошего места для лабазы нет. Тогда Дятлов решил спуститься на ночлег на Ауспию, предварительно проведя разведку перевала. Об этом говорят фотографии группы. Поход в тот день был трудным, потому что мансийская тропа закончилась и им пришлось самим разгребать снег, поздно остановились на ночлег. На следующий день, наверное, встали чуть позже обычного, решили заняться тайником, благо место удобное. Много времени ушло на заготовку дров, которых вокруг не хватало, для разделения запасов продовольствия. После обеда группа направилась в сторону Отортена по намеченному плану, составленному накануне, после разведки. Увидев с перевала глубокий спуск к Лозьве, Дятлов решил идти по вершине, что гораздо удобнее, чем двигаться по тонкому снегу в долине, откуда ничего не видно. Поэтому 1 февраля группа не стала спускаться с перевала, а пошла дальше по склону в сторону Отортена. Вечером палатка была установлена на склоне 1079.
По неизвестным причинам, ночью,
Лист 337
или утром (в это время световой день начинался в 8-9 утра) группа в полном составе бежала из палатки. Все бежали в том, чем он был. Это могло произойти очень поздно вечером. По всей видимости, группа уже полностью расположилась на ночлег, все вещи были разложены, сбившись в кучу, они написали «Вечерний Отортен» при свете фонарика. Потом они легли спать. Печью в ту ночь не пользовались, поэтому на дежурстве никого не было. Ночью кто-то вышел из палатки с фонариком и по его знаку все покинули палатку. Другой вариант. Утром группе пришлось встать очень рано, чтобы подняться на Отортен и вернуться в палатку, разобрать ее и спуститься в лабаз, где остались дрова для печи. Во время одевания и завтрака группа, чем-то испугавшись, убежала из палатки. Это могло быть и в 5 часов, и в 6, или даже раньше. Я сам отправился в поход на Приполярный Урал и собрал группу в 4 утра, так что на Неройку мы сможем подняться в 6 утра.
В альпинистской практике мы встаем еще раньше, что, конечно, знал Дятлов. Действие внешнего фактора, заставившего группу покинуть палатку, судя по всему, было довольно продолжительным, ведь спуститься босиком на 1,5 км (не раздумывая) занимает некоторое время. Оказавшись в этом положении, они замерли, показав