Елена Степанова написал(а):- То есть Бог вернул людей и животных на время потопа к райскому состоянию. Они питались одной пищей - растениями (мясо было разрешено лишь после потопа) и не враждовали друг с другом. Ной вернул себе ту власть над животными, которую потерял Адам.
Простая арифметика - сколько корма сьедают в день 50 тыс особей? Умножим на 40 суток...
Второе - чем после потопа питались хищники, если - "мясо было разрешено лишь после потопа"?
И вообще - Бог сам признался, что его избранный народ евреи, а остальные народы "2го сорта"...
Не стоит забывать, что религия, это часть культуры народа, а в Киевской Руси православие было насильно навязано внуком княгини Ольги Владимиром Святославичем. Муж Ольги ( после крещения - Елена!) Игорь Рюрикович был занят походами против врагов Киевской Руси и не придавал особого значения крещения Руси. Сын Святослав Игоревич, тоже не внял просьбам матери крестить Русь.
Славяне были язычниками и "практиковали" многобожие.
Язычество:
Перед принятием Христианства славяне были язычниками, каждое племя поклонялось своему богу, который был их покровителем. Множество языческих верований мешало племенам стать единым целым, нужна была общая религия. Первая попытка создать такую религию была у Владимира Святославовича.
После победы над всеми своими врагами и утверждение на престоле, он велел объединить всех главных славянских богов и установить в Киеве их идолы. Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Но многим племенам не понравилось возвышение одного Перуна и принижение их богов, поэтому союз распадался. Владимир понимал, что так это не работает и нужна новая религия, которая сможет сплотить людей.
Князь стал думать какую веру установить. Иудейство сразу было отвергнуто, ему не понравилось, что священный город Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил в разные страны своих посланников, для того чтобы узнать плюсы и минусы каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:
Мусульманство - нет в них веселья, только печаль и смрад великий, католичество.
Католичество - красоты не видели ни какой.
Православие - служба их лучше, чем во всех других странах.
Посоветовавшись Владимир сделал выбор на византийской вере, на самом деле в основе выбора лежали понятные причины. Огромное влияние на славянскую Русь, давние торговые и дипломатические отношения и могущество Византийской империи.
Историки спорят почему князь выбрал именно эту веру, истории есть разные, от шутливого типа того что Владимир любил выпить вино и поесть свинину поэтому отверг мусульманство. До серьезных которые говорят о том, что в 988 году в Киеве уже жили христиане их, было по мнению историков около 10-20% и даже бабушка Владимира княгиня Ольга, задолго до этого одна из первых приняла Христианство.
Так же упоминалось что, будучи ещё язычником, Владимир повелел своим войнам принести жертву богу Перуну, в качестве жертвы был выбран юноша христианин, отец которого был против и сопротивлялся воинам князя. Князь приказал убить их обоих, но перед смертью их мужество надолго запомнилось Владимиру.
На выбор повлияло все вместе или что-то одно, но есть ещё одно обстоятельство оно связанно с женщиной.
В 987 году в войсках Византийского императора вспыхнул бунт, тот попросил Владимира помочь разобраться с проблемой. Владимир согласился с условием что тот отдаст в жену свою сестру Анну, это бы сильно укрепило международный авторитет Руси потому что до этого не одна византийская принцесса не становилась женой какого-то европейского правителя.
Император принял своё условие для того чтобы князь принял крещение, Владимир согласился и разгромил мятежников. Но Византийский император не спешил выполнять свою часть договора, тогда Владимир пошёл на него войной и захватил город Корсунь. Император вынужден был уступить и Владимир женился на Анне.
Про крещение Владимира ходят разные легенды. Например, Корсунская легенда гласит что Владимир дал клятву креститься если возьмёт город. Один Корсунцев по имени Анастас указал князю от куда в город поступает вода, князь перекрыл источник, и жители сдались. Так же летопись рассказывает об очередном чуде, Владимир ослеп, а после крещения сразу прозрел, это окончательно убедило его в преимуществе Православия перед другими религиями.
По свидетельствам летописи Владимир после крещения, из жесткого и сурового, превратился в доброго и мягкого человека. Стал раздавать бедным одежду и пищу. До крещения у Владимира было много жен и наложниц в разных городах, но после того как он обвенчался с Анной, стал примерным семьянином. За это за всё, народ прозвал Владимира - Владимир Красное солнышко.
988 год, по возвращению в Киев Владимир приказал жителям приходить на Днепр и креститься, при этом он пригрозил всем, кто ослушается, лично с ними разобраться. Киевляне, зная его нрав, послушались приказа. Так же князь велел с позором разрушить все статуи языческих богов и бросить их в Днепр. Вообще Владимир активно занимался распространением религии по всей стране стали строится церкви и назначаться священники.
Первые священники были не славяне, а греки, приглашенные из Византии. Сам процесс христианизации растянулся на долгие 10-летия. Где-то он проходил мирно, а где-то вызывал жесткое сопротивление как например в Новгороде. В результате слияния с язычеством на Руси образовалась новая форма Христианства - Русское Православие. За эти заслуги русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав характеристику равноапостольного святого.
Влади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, 958 или прибл. 956[1], Киев — 15 июля 1015[2], Берестово[2]) — князь новгородский (970—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).
В былинах отождествляется с Владимиром Красное Солнышко[3]. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве[4] — 15 (28) июля[5] и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских[6] и Волынских[7][8] святых.
Влади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, 958 или прибл. 956[1], Киев — 15 июля 1015[2], Берестово[2]) — князь новгородский (970—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).
В былинах отождествляется с Владимиром Красное Солнышко[3]. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве[4] — 15 (28) июля[5] и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских[6] и Волынских[7][8] святых.
См. также: Родовые имена Рюриковичей
Владимир Святославич — третий киевский князь, носящий славянское имя. Согласно Фасмеру, первая часть связана с церковнославянским владь («власть», восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»), тогда как вторая часть родственна гот. -mērs («великий»), греч. ἐγχεσίμωρος («знаменитый [своим] копьём»), ирл. mór, már («большой, великий»)[9]. Согласно Ф. Успенскому и А. Литвиной, Владимир — двусоставное имя, сходное как с теми именами, которые носила знать из окружения Рюриковичей в X—XI вв., так и с теми, что использовались в правящих династиях других славянских стран[10]. По их мнению, имя Владимир состоит из двух основ: славянской влад и древнегерманской -mer[11].
Тем не менее, происхождение компонента «-мѣръ» вызывает некоторые споры. Так, Александр Назаренко считает, что данный компонент имеет славянское происхождение и рассматривает восточнолехитскую форму *Vlodimer, как близкую к древнерусскому имени Володимѣръ[12]. Аполлон Кузьмин считал компонент «-мѣръ» сравнительно поздним когнатом из германских или кельтских частиц «mar» и «mer» (как в именах Валамер или Видимир)[13]. Анджей Поппэ считает, что имел место обратный процесс (из славянского «-мир» в германский «-мер»)[14]. А. Шапошников отмечает, что славянские словообразования на -мир-/-мер- обнаруживают параллели с ономастическими реликтами готского племенного союза III—V века и могут быть наследием позднепраславянской эпохи[15]. В свою очередь, Андрей Зализняк полагает, что второй компонент имени имеет германское происхождение[16].
В русском языке, согласно принципам народной этимологии, вторая часть имени (-мир) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), а всё имя, таким образом, стали понимать как означающее «владеющий миром»[17]. Ко времени жизни Владимира Святославича основа «-мѣръ» не только славянам, но и германцам представлялась семантически прозрачной и связанной со славянским «мир», «покой», а само имя понималось как аллегорическое противопоставление между сиюминутной властью и вечным миром (покоем)[11].
Происхождение и воспитание
Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды)[18], по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.
Год рождения Владимира неизвестен[19]. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира — 960 год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу[20]. Как предполагал Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги[21]:
« Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици
(Никоновская летопись) »
Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. По одной из версий Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник)[22], в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названное так в 1462 году: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня[23], так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.
Княжение в Новгороде
Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега[24]. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая дань в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов[25].
Киевское княжение
Приход на киевский престол
[показать]⛭
Рюриковичи
(IX—XI вв.)
Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка[26].
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев[27][28][29]. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны[30]. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга[31] сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню[32], Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул[33] о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Языческое правление
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище[34] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам[35]. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.
Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном[36]. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 <…> Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником[37].
Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг[38][39].
Крещение
Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822
Основные статьи: Крещение Руси и Крещение Новгорода
См. также: Анна Византийская и Русско-византийская война 988 года
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись»[40].
Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает:
И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам[41][42].
Беседа князя Владимира с греческим философом о христианской вере. Радзивилловская летопись, л. 49 об., XV век
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
Многие историки относят крещение Владимира к 987 или 988 годам. По византийским и арабским источникам, в это время византийские императоры Василий II и Константин VIII заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения таким образом. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед.
… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей[43].
По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[44] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом[45] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщал также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:
Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа[42].
«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон»[46]. В это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). К этому времени, по мнению польского историка Анджея Поппэ, вопрос о женитьбе Владимира на сестре императоров Анне был уже решён, хотя такой брак и мог встретить возражения Ромейских василевсов, поскольку противоречил византийским традициям:
Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина — законного византийского императора, — в подавлении внутреннего мятежа.
— А. Поппэ Как была крещена Русь. — М.: Издательство политической литературы, 1989. — С. 202—240
Руины Херсонеса и собор Святого Владимира
И утверждение о том, что «в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь, овладел им и, угрожая Царьграду потребовал отдать Анну себе в жёны», не только несостоятельно, но и абсурдно, поскольку невозможно представить, что «одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений»[47]. Также, согласно монаху Иакову Черноризцу[48], более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Вполне естественным было требование к князю Владимиру принять крещение, при котором он был наречён именем Василия — в честь императора Василия II. В Корсунь была прислана Анна со священниками и Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы[49][50].
Крещение князя Владимира. Фреска Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве
Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василеве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает[51]. Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Киевской Руси.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице[52]. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.
Крещение Руси повысило авторитет древне русского государства и способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура. Считается что Владимир заложил духовный фундамент истории таких государств как Россия, Беларусь и Украина. Церковь сохранила некоторые языческие праздники, но запретила жертвоприношение, многоженство и кровную вражду.
Ну Русь пришла письменность, образование и церковное искусство. Сложилась четкая церковная иерархия, появился метрополит из Константинополя, страна поделилась на церковные округа, которыми руководили епископы. Духовенство разделилось на белое и черное, белое - это когда священники служили в церквях, черное в монастырях.
Позже произошел раскол между "старой" и "новой" верой. Патриарх Никон затеял "перестройку", в результате чего появились "раскольники.
..........................................
Что мы имеем сегодня? Церковь, погрязшую в грехах, продолжительное время торгующей водкой и табаком, патриарха Кирилла, который добился отмены платы за коммунальные услуги и в тот-же момент имеющим в своей собственности яхты и недвижимость на десятки миллиардов долларов... Одни часы, чего стоят у "святейшего"!
Не верю им, ибо я имею способность анализировать и убеждаться в том, что эта вера не есть праведная!!!