Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный. Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев. Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).
Страх перед законом Фатиха был у всех. Если сами шахзаде не верили в возможность братоубийства, то их матери в полной мере понимали угрозу.
Именно поэтому во дворце процветали интриги, ведь каждая пыталась обезопасить своего сына, а это было возможно лишь в одном случае, если султан выбирал именно твоего сына наследником.
Закон поддерживался религиозными учёными, так как те видели в этом исключительно пользу для государства. Разумеется, все эти учёные наверняка были сторонниками султана, в противном случае их поддержка братоубийства просто не объяснима.
В общей сложности за всю историю Османской Империи было убито более 60 шахзаде.
После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы. Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи. Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.
Все это для нас дико, но возможно не прими впервые подобных мер Мехмед Фатих Завоеватель, Османская Империя никогда бы не имела своего величия.
И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.
Оригинальный текст (осм.)
و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اوله لر
Оригинальный текст (тур.)
Ve her kimseneye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar.