Обо всем странном

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обо всем странном » Нечистая сила » Нечистая сила в представлении наших предков (продолжение)


Нечистая сила в представлении наших предков (продолжение)

Сообщений 1 страница 40 из 91

1

Как представляли нечистую силу наши предки? Как сейчас ее представляем мы? Бывали ли с вами необычные случаи связанные с явлением нечистых духов? Верите ли вы в духовный мир?

Предлагаю вашему вниманию выдержки из статьи А.Д. Антонова "Падшие ангелы vs черти народной демонологии "

     Бесовские тела отличаются от людских лишь тем, что они невидимы,
а в остальном демоны похожи на земных созданий — у них есть вну-
тренние органы, они едят и переваривают пищу, как животные: «Пи-
таются — одни как бы неким вдыханием в сосуды и в нервы, другие —жидкостью, но употребляют ее не через рот, как мы, а наподобие губок
и устриц, всасывая извне жидкость и оставляя снаружи все, что в ней
было твердого»; бывшие ангелы даже «извергают из себя некие экс-
кременты»
О том, что бесы, как античные боги (которых, естественно, отождест-
вляли с демонами), питаются дымом от языческих жертв, говорили
и такие авторитетные богословы, как Иоанн Златоуст и Василий Ве-
ликий . Некоторые полагали, что
демоны входят в людей именно затем, чтобы получить возможность
пить, есть и предаваться похоти в человеческом теле [Махов 2006: 128].
В Лавсаике, в рассказе о Макарии Египетском, описан демон, кото-
рый, вселившись в человека, «…имел такую силу, что, съевши три меры
хлеба и выпивши киликийское ведро воды, то и другое извергал и об-
ращал в пар. Съеденное и выпитое им было истребляемо как огнем»

Черт — персонаж народной демонологии, предположительно восходя-
щий к дохристианской культуре, в то время как бес (сатана, дьявол) —
персонаж, пришедший из христианской, книжной традиции. Однако
у восточных славян образы черта и беса сливаются, становятся синони-
мами, обозначая «нечистого»

В общей массе христианских текстов бесам гораздо чаще отво-
дится роль бесплотных искусителей, склоняющих ко греху. Они
являются в зримом облике, чтобы запугать или обмануть человека,
но, побежденные и разоблаченные, тают, как дым. Однако во многих
апокрифических и канонических текстах святые бьют демонов, как
тварей из плоти и крови, физически истязают, попирают их ногами,
наносят им раны и даже вырывают у них волосы.Как отмечала Л. Н. Виноградова, «…злой дух (бес, черт, дьявол) может иметь
вполне определенный тип внешности с признаками зооморфно-антропо-
морфного существа (заросшего шерстью, с рогами, хвостом, копытами), но в
то же время о нем говорили как о бесплотном невидимом духе, способном все-
ляться в людей»

Граница между «духовным» и
«материальным» не только условна, но и очень подвижна: если дух
невидим, для его изгнания применяют христианские и / или маги-
ческие средства — молитву либо заговор, крест и святую воду либо
травы, коренья и дым; если он явился в зримом облике, это означает,
что с ним можно вступить в физический контакт и, при определен-
ных условиях, причинить ему боль и даже убить. Идея «мате-
риализации» павших ангелов ярко выражена в славянском и евро-
пейском фольклоре: после грехопадения демоны обрели плотские
тела, а длинные ногти, шерсть, рога или хвост — не иконографиче-
ская условность, а их реальное обличье. Для уродливого облика бе-
сов существует простое этиологическое объяснение: низринувшись
на землю, они набили себе горбы и охромели.

Славянский фольклор не имеет разработанной системы пред-
ставлений о духах: сюжеты, в которых они возникают и действуют,
антропоцентричны и вращаются вокруг одной темы — коммуника-
ции человека и мифологического персонажа; другие сюжеты редки
и лаконичны (падение демонов с небес, вражда водяного и лешего
и т. п.). Именно поэтому о свойствах и способностях «нечистых»
мы узнаем лишь благодаря рассказам о действии героя, вошедшего с
ними в контакт, и не знаем, «как проводит свою жизнь бука, когда ею
не пугают детей, и чем заняты те, из лесной избушки, когда в ней не  ночуют люди»
В этом — отличие народных чертей от бесов христианского богос-
ловия.

Ценный источник по народной демонологии XVII–XVIII вв. — след-
ственные дела, в которых фиксируются рассказы обвиняемых в
колдовстве (причем записанные людьми, в отличие от европейских
отцов-инквизиторов, достаточно близкими в своем культурном
опыте к самим допрашиваемым). Бесы напоминают здесь тварей
из плоти и крови. Они рождаются, растут и стареют. К примеру,
Афонька Науменко в 1642–1643 гг. утверждал, что ему прислужи-
вали «старые и молодые» черти. В славянском фольклоре эти способности беса — рождаться и
производить на свет себе подобных — представлены широким спек-
тром мотивов. Черти могут не только совокупляться с женщинами и
иметь от них детей, но и появляться на свет другими способами: из
душ людей — грешников, колдунов, некрещеных младенцев и т. п.;
из животных — черного петуха, прожившего семь лет, из петуши-
ного яйца и пр.; наконец, вследствие неверного поведения челове-
ка — из плевка, не растертого ногой, капель, стряхиваемых с руки
на землю, «лишнего», второго удара по явившемуся черту (мотив
«черта с два».

        ЧЕРТОВКИ

     В текстах XVI в. и особенно XVII–XVIII вв. бесы разделяются не
только по возрастному, но и по половому признаку.
«Чертовки» — бесы с женской грудью — изредка появлялись
на древнерусских миниатюрах. Этот атрибут мог указывать не на
женскую природу демонов, а на воплощаемый ими блудный грех:
так, на гравюре конца XVII — начала XVIII в. «Трапеза благоче-
стивых и нечестивых» бесы с женскими грудями стоят за спина-
ми пирующих, соблазняя их на порочные услады.

         ТРЯСОВИЦА И КИКИМОРА

К бесам женского пола относятся и другие персонажи, полу-
чившие широкую известность в текстах и изображениях XVII–
XVIII вв. — трясовицы и кикимора. В деле 1635 г. по обвинению
колдуна Никифора Хромого утверждается, что колдун насылал на
людей нечистого духа, который делал пакости в доме и разгонял
коровье стадо, «а словет той нечистый дух Кикимора» Герой-
визионер «Повести Никодима Типикариса о некоем иноке»
(1640–1650-е) рассказывает, что перед ним явился «…видъ некий
бесовескъ, женска обличия имуще, простовласы и без пояса» и за-
ключает: «мне мнится, яко се есть зовомая Кикимора, иже бысть
на Москве не в давных временех». Про облик демона сообщается немного, но обе упомянутые
детали — распущенные волосы и отсутствие пояса — ключевые
черты нечистого, «ведьмовского» / демонического женского
персонажа славянской культуры. В Житии Саввы Вишерского
упоминаются исцеления людей у гроба святого от трясовицы, вы-
зываемой трясовичным бесом [Юрганов 2006: 245], а в заговоре,
найденном в 1741 г. у сержанта Ивана Рыкунова, демоны лихо-
радки многократно зовутся «сатона и тресовица». Другие заговоры пере-
числяют бесов, трясовиц и разнообразные физические недуги в
длинном ряду болезнетворных агентов, от которых нужно обезо-
пасить человека.

СОЖИТЕЛЬСТВО С БЕСАМИ

В следственном деле 1632 г. записаны слова крестьянки Оленки
о том, что она «живет с нечистым духом, с чертом» . Та же идея фиксируется в исповедных вопро-
сниках, которые в XVII в. становились все подробнее и включа-
ли длинные, социально и гендерно ориентированные перечни
грехов. Среди прочего, священник должен был спрашивать при-
хожанок о сексуальных отношениях с бесом: не сблудила ли де-
вушка «от нечистаго и от лешаго» .
Автор вопроса был уверен, что плотский грех с нечистым духом
вполне возможен. Точно так же полагали и сочинители лечебни-
ков XVII в., которые предлагали магические способы борьбы с
«любвеобильными» демонами, к примеру, обвязываться павли-
ньими перьями, «коли с человеком чертовка живет»  В сочинении
последней четверти XVII в., недавно найденном в архиве Посольско-
го приказа, рассказано, что бесы превращаются в огненных змиев и
творят блуд с девицами , а в
синодальном деле 1746 г. утверждалось, что огненный змей навещал
жену белгородского президента О. С. Морозова .

  МЕСТА ОБИТАНИЯ БЕСОВ

Занимая разные простран-
ства на земле, разные бесы получают соответствующие названия.
В заговоре из Олонецкого сборника второй четверти XVII в. упо-
минаются «из леса лешие, из воды водяные» . В 1723 г. «лжеюродивый» Василий Воитинов гово-
рил на следствии, что у него на службе состояло сто чертей и их
глава, «князь тьмы» бес Ирод; что водные бесы помогали ему
разорять мельницы, а воздушные носили по воздуху и снабжаликазной из разных стран. В следственном деле 1730 г. приводится целый список
«дьяволов»: «царей и князей черных, дьяволов, земляных и во-
дяных, крылатых, мохнатых, воздушных и болотных, лесных и
домовых…»; тот же список (который раз-
деляет бесов и по национальному признаку: «крымских и чере-
мисских, саксонских и заморских») встречается в черном загово-
ре 1728 г.18 Духи получают локальные характеристики или прямо
называются «лешими» и «водяными». Впрочем, разница между
«специализированным» демоном и народным духом-хранителем
ускользающе тонка: «домовой бес» и «домовой» («хозяин», «со-
седушко», «домовой дед» и т. п.) — в равной степени бесы с цер-
ковной точки зрения. С точки зрения носителей синкретической
народной традиции они тоже (хотя и не всегда) оказываются род-
ственными созданиями.
Черти народной
культуры населяют пограничные локусы на земле: межи, овраги,
леса, болота, омуты. Такая локализация соотносится как с тради-
ционными местами обитания персонажей славянской мифологии
(в древнерусских поучениях, памятниках канонического права и
исповедных вопросниках недаром осуждались молитвы, которые
люди приносят «бесам» у колодцев и рек, в рощах, у овинов, в банях
и прочих «переходных» местах .

      Шуликуны

В свою очередь, локальные духи, как домовые, водяные, лешие,
шуликуны славянской мифологии сближаются с демонами по не-
скольким ключевым параметрам. Прежде всего, это генетическая
связь: духов отождествляют с падшими ангелами (представление,
которое соперничает с идеей об их происхождении от душ мертвых,
а иногда с апокрифическими версиями об их рождении от «пота-
енных детей» Адама или капель/искр, рассеянных чертом . Черты облика
различных мифологических персонажей адаптируют некоторые
маркеры демонического, пришедшие из иконографии дьявола и, от-
части, из теологии: в описании духов появляются такие признаки,
как чернота, хохол, рога или отсутствие спины. Эти знаки легко мо-
гут дополнять традиционные маркеры потустороннего существа,
прежде всего зооантропоморфность, увеличенный/уменьшенный
размер и «перевернутую / вывернутую» модель облика. Один из
ярких примеров — шуликуны, сезонные духи севернорусской тра-
диции, описываемые иногда как маленькие персонажи с хохлами,
крюками в руках и огнем изо рта:
три последних признака — известные иконографические марке-
ры демона (о христианской иконографии дьявола см. . Вздыбленными бесовскими волосами
(«шиш», хохол) наделяется леший и другие локальные духи .

Наконец, мифологические персонажи обретают
функции бесов: они стремятся получить душу человека, служат ему
или обманывают его, пытаясь в конечном итоге погубить и завлечь
в инфернальное царство.

0

2

https://reklama-no.ru/smiles/reflections.gif
познавательно... хорошо, что все это мифы и легенды

0

3

#p19436,Елена Винникова написал(а):

познавательно... хорошо, что все это мифы и легенды

Не всегда, бывают и современные случаи необъяснимых явлений. Но если с вами не случились, то и слава Богу. ))

0

4

http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chita … ok-na-nach

+1

5

#p27432,Sergei_VL написал(а):

http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chita … ok-na-nach

Следующей ночью хабиасы опять приходят, Фунтик их прогоняет, а наутро ему отрубают ушки. Через день - лапки. А еще через день - голову.
Вот так сказки!

0

6

#p27442,Елена Степанова написал(а):

Следующей ночью хабиасы опять приходят, Фунтик их прогоняет, а наутро ему отрубают ушки. Через день - лапки. А еще через день - голову.
Вот так сказки!

Сказка как мне кажется про гоминида, лешего (или нескольких сразу) Основа в том, что такое стремное существо может иметь страх перед лаем собаки, даже не столько страх, сколько пронзительно тявкающая собака вводит их в ступор. Лешие очень не любят собак. Собаки их также боятся, но есть исключения, особо дурные как раз могут от непонимания опасности брехать на них без остановки. Ну, а лишившись собаки, люди, не имеющие таких собачих свойств, естесственно не смогут завесить сознание лешего, он с ними расправляется. Более частый пример, от которого могла пойти эта легенда - когда люди оставляют собаку на ночь вне избушки и запирают дверь. А там хоть гоминид, хоть медведь делай с ней что хочешь. Но собака отчаянно продолжает облаивать врага.

+1

7

* Образ лешего в быличках Красноярского края

Существует две основные версии генезиса духа. Согласно первой, лешие – это проклятые люди или заложные покойники. По второй, более поздней по происхождению, лешие – низвергнутые с небес ангелы. Правомерно отметить, что не во всех регионах записаны тексты о генезисе духа. К примеру, по материалам В. И. Зиновьева и О. А. Черепановой, в фольклорных традициях Восточной Сибири и Русского Севера не сохранились поверья о происхождении лешего. В подавляющем большинстве приенисейских быличек эти представления также не были зафиксированы. Только в трех текстах из северных районов Красноярья говорилось, что леший – это проклятый родными человек. Таким образом, в материалах старожильческих районов Красноярья отразилась наиболее ранняя по времени появления версия о генезисе духа.

А. Н. Афанасьев отмечает, что лешие «живут в лесных трущобах и пустырях». Е. Е. Левкиевская пишет, что «леший обитает во всем лесу, однако больше всего любит коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки, глухую чащу». На территории Красноярского края упоминалось о трех возможных местах обитания лешего. Самая чаща леса – как и повсеместно в Красноярье – локация, которая является главным местом обитания духа. Дерево. В качестве излюбленного места обитания лешего, по материалам из Карелии, Н. А. Криничная называла вековую ель. В Красноярье о дереве как о месте обитания лешего упоминалось лишь в Богучанском районе.
Дом, похожий на жилье обычного человека. Упоминания о том, что место жительства лесного хозяина похоже на человеческое жилище, в крае зафиксированы в разных районах.

В круг локаций, где происходит контакт с лешим или его влиянием, входят
5 мест. Чаща леса – встречаемое в текстах всех регионов страны место встречи с духом. В Красноярье это наиболее часто упоминаемый локус. Рассказы о встречах с лешим на лесной дороге встречаются во многих региональных фольклорных культурах (к примеру, в Карелии, Архангельской области и Поморье). В Приенисейской Сибири данная локация является второй по частоте встреч с лешим.
Лесная избушка. О том, что леший любит останавливаться в лесных избушках, охотничьих домиках и зимовьях, говорилось в материалах из Смоленской, Томской, Калужской областей. В Красноярском крае рассказы о подобных встречах бытовали лишь в районах со смешанным населением.
«Дурное» место. Встреча с духом леса происходит в «дурном» месте, где постоянно что-то случается, чудится.
Поле около леса. В региональной фольклорной традиции человек сталкивается с влиянием лешего, находясь на поле, примыкающем к лесу. Данная локация является специфической, характерной для микролокальной традиции д. Фаначет Тасеевского района.
Говоря о времени появления духа, Н. А. Криничная отмечает, что в контакт с лешим охотник вступает в сакральные периоды (Пасха, ночь на Ивана Купалу, Благовещение), Е. Е. Левкиевская называет 23 апреля (День весеннего Юрия) датой активности лешего.
В народной культуре Приенисейской Сибири практически не сохранились представления о связи активности лешего с сакральными датами и религиозными праздниками. Только в трех текстах говорится, что с лешим столкнулись в особую дату. В Мотыгинском районе рассказывали о контакте с лешим в день поминовения христианских святых Кирика и Улиты.
Как и повсеместно, в региональной фольклорной традиции доминирует представление о том, что леший наиболее активен в светлое время суток. Только в 14 % краевых текстов речь идет о его появлении ночью. Реже всего лесного хозяина встречают утром и вечером. В отличие от представлений, бытующих в центральной части страны, что леший на зиму уходит под землю, в Красноярском крае не отмечено представлений о его зимней спячке.

Описание внешности лешего давали многие исследователи, начиная с
С. В. Максимова и до Е. Е. Левкиевской. Опираясь на труд Н. А. Криничной,
в котором дана подробная классификация зафиксированных на европейской территории страны обликов лешего, видим, что автор выделяет фитоморфный, зооморфный, орнитоморфный, антропоморфный облики, а также кантоминантные (фитоантропоморфный, зооантропоморфный) типы обликов духа.
В Приенисейской Сибири портрет лешего дается в 60 текстах, в которых зафиксированы все пять вышеперечисленных типов внешности лешего,
а также отмечены два типа, не названные Н. А. Криничной: невидимка и вихрь. В быличках п. Таежный Кежемского района леший может быть вихрем, выглядеть как обычный незнакомец, принимать облик лошади. В д. Яркино Богучанского района леший – вихрь, невидимка, человек без бровей, в д. Галанино Казачинского района – вихрь и козленок, в с. Мотыгино леший описывается жителями как незнакомый мужик, овечка, вихрь, ребенок, мужик без бровей, невидимка. Связано это с тем, что в данных населенных пунктах пересеклись поселенческие потоки из различных регионов страны, вследствие чего и бытовали разнохарактерные описания лешего. Также следует отметить, что в крае отсутствует контаминантный тип внешности духа.
Антропоморфный тип внешности в крае реализуется в нескольких вариантах: леший описывается незнакомым человеком, бывает похож на знакомых мужиков – жителей этой же деревни или соседней.
В Мотыгинском районе бытовали поверия, что леший способен являться в облике умершего человека. Данный инвариант антропоморфного облика достаточно специфичен и, кроме Красноярского края, встречается только в материалах Русского Севера. Как правило, в облике недавно умершего человека обычно появляется другой мифологический персонаж – черт. В 5 текстах из Мотыгинского района леший описывается в виде всадников, которые приглашают людей прокатиться (подобные представления были распространены в Омской области). Но даже в человеческом облике у лешего во внешности могут проявляться черты, выдающие в нем нечистую силу. В Приенисейской Сибири, например, он не оставляет следов на глубоком снегу и у него отсутствуют брови (в этом представления населения Красноярья совпадают с представлениями в Томской и Воронежской областях). Также в крае в двух текстах отмечено, что у лешего глаза горят огнем. Это является специфической чертой, отмеченной только в Красноярском крае. Полыхающие огнем глаза – деталь портрета, приписываемая черту, реже – более близкому к нему водяному. Появление данной детали в портрете лешего еще раз указывает на наложение на образ лесного хозяина представлений о черте.
В региональной традиции леший наиболее часто появляется в облике домашних животных: козленка, ягненка или овечки, которых люди находят по дороге, садят на телегу и только потом понимают, что это не простое животное (Березовский, Мотыгинский, Казачинский районы). Региональная специфика данного типа внешности лешего проявляется в отсутствии животных черт у лешего-человека, доминировании представлений о том, что леший появляется в виде домашних животных, а не диких зверей.
Фитоморфный облик в крае практически не актуализирован. Связь лешего с растениями отразилась лишь в появлении лешего на пне в двух текстах из Мотыгинского района, а также в том, что после «поездки» с лешим-всадником вместо его «коня» оказывалась береза или сосна. Подобные рассказы также бытовали на территории Омской и Томской областей, в Иркутской области леший мог казаться колодой и чуркой.
Орнитоморфный облик в крае практически перешел в разряд факультативных – только в одном тексте Мотыгинского района он реализуется в звуковом портрете (леший ухает как глухарь). В других регионах страны этот тип внешности был представлен более эксплицитно: к примеру, в Иркутской области характерно представление о лешем, принимающем облик совы.
Так же существуют упоминания о невидимости лешего и его представлении в качестве вихря.

В исследовательской литературе выделены наиболее распространенные сюжеты о персонаже. Э. В. Померанцева перечисляет следующие: «леший – защитник леса», «леший помогает/мешает охотнику», «леший водит людей», «леший зовет к жене повитуху» . М. В. Власова дополняет этот список сюжетом «леший насылает непогоду», Н. А. Криничная включает в него сюжеты «леший помогает пастуху», «леший забирает отданных ему случайным проклятьем». Е. Е. Левкиевская добавляет в данный ряд сюжет «леший помогает человеку».

В Приенисейской Сибири зафиксирован двадцать один сюжет о лешем.
Материалы региона позволяют выявить следующий уровень распространения сюжетов:

• три преобладающих сюжета о лешем (леший водит, леший карает, леший пугает);
• семь среднераспространенных сюжетов (леший угощает хлебом, который оказывается навозом/сором, леший уносит проклятых, приходит к тоскующим родственникам, не дает двигаться телеге, в виде всадника завозит на дерево/скалу, губит скот, выгоняет из лесной
избушки);
• одиннадцать маргинальных сюжетов (леший поет, выдает себя смехом, покровительствует охотнику, проклятый человек становится лешим, леший приходит в дом к человеку, приводит к жене повитуху, меняется трубкой с человеком, человек убивает лешего, леший просит перевезти через мост, леший повторяет действия человека, человек в гостях у лешего).

Источник: Д. А. Старченко
"ОБРАЗ ЛЕШЕГО В БЫЛИЧКАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

0

8

Дмитриевская, а вы за кого почитаете леших?

0

9

https://slavtradition.com/svodki-smi/no … avku-masok

0

10

Представления о превращении в волков встречались практически повсюду, где обитали эти животные, то есть на большей части Евразии и Северной Америки, и исчезали в процессе вымирания на данной территории волков. Вервольфы — наиболее популярный вид оборотней в европейском фольклоре, хотя в странах Северной Европы с ними конкурируют оборотни-медведи. Представления о ликантропии были особо широко распространены в позднем Средневековье и раннем Новом времени, прежде всего среди французов и немцев. В XIX веке, согласно ряду источников, вера в волков-оборотней лучше всего сохранялась у немцев и у некоторых славян. Ныне сообщения о наблюдении волков-оборотней встречаются среди свидетельств о криптидах, например, некоторые считали вервольфом так называемого зверя из Брей-Роуд, про встречи с которым сообщали вВисконсине в середине XX века.

Крипти́ды (греч. κρύπτω — скрытый) — животные, существование которых считается возможным сторонниками псевдонаук криптозоологии и криптоботаники, но не признано академической наукой. Криптидом может быть существо, которое считается вымершим или которое описывается в легендах, но про существование которых есть показания очевидцев. Криптозоология является своего рода мостом между очевидцами и авторитетными исследователями. Одно и то же существо может быть известно под разными названиями, например, бигфут и сасквоч — местные названия снежного человека.

Зверь из Брей-Роуд — существо-криптид, якобы впервые наблюдавшееся в 1949 году на просёлочной дороге за городом Элкхорн, штат Висконсин, США. Впоследствии данное название применяли к любому неизвестному существу, наблюдавшемуся даже на значительном расстоянии от первоначального места появления, в южном Висконсине и северном Иллинойсе вплоть до острова Ванкувер, Канада, которое имело бы внешние характеристики, подобные тем, что фигурировали в первом сообщении.

Зверь из Брей-Роуд описывается предполагаемыми свидетелями с некоторыми отличиями: как медведь, как существо, похожее на волосатого двуногого, напоминающее снежного человека, и как необычно большое (2-4 фута на четвереньках, 7 футов в стоячем положении) разумное волкоподобное существо, способное ходить на задних лапах и весом примерно в 400—700 фунтов. Также сообщалось, что его мех имеет коричнево-серый цвет, напоминающий мех собаки или медведя.

Одновременно с наблюдениями в Висконсине было якобы множество подобных встреч в соседнем штате Мичиган. После выхода Legend, популярной песни о мичиганском «человеке-псе», в 1987 году, её автор Стив Кук получил десятки сообщений, в том числе фотографии и видеосъёмки, якобы доказывающие реальность существа, о котором он пел. Нет никаких известных связей между наблюдениями в сопредельных штатах, кроме сходства в описании якобы наблюдавшихся существ.

Сериал канала History Channel MonsterQuest начал расследование историй о звере, в ходе которого все предполагаемые свидетели подвергались тестам на детекторе лжи. Полиграф не мог найти никаких признаков, что кто-либо из свидетелей сфабриковал свои истории.

0

11

#p28020,Sergei_VL написал(а):

Дмитриевская, а вы за кого почитаете леших?

За нечистого духа.

0

12

Понимаете, Сергей, если я увижу в лесу шерстяного мужика , то я не подумаю, что это леший,я подумаю, что это дикий гоминид. Или бомж одичал.

0

13

#p28042,Дмитриевская написал(а):

За нечистого духа.

материалтность не смущает?

0

14

#p28043,Дмитриевская написал(а):

Понимаете, Сергей, если я увижу в лесу шерстяного мужика , то я не подумаю, что это леший,я подумаю, что это дикий гоминид. Или бомж одичал.

а вы этимологию посмотрите в других языках: нюлес - мурт в удмуртском, лесной ЧЕЛОВЕК
В нашем простонародии изначальное значение утрачено, поэтому у нас Лесной, полевой, водяной...
Это не меняет суть дела. Один увидел лесного [человека] - убежал, рассказал кому-то в тайне. Тот передал, добавил от себя, Другой рассказал по своему. Пройдя через десяток скептиков на выходе получается - привидение, глюк.

Отредактировано Sergei_VL (06-10-2020 00:32:36)

0

15

#p28054,Sergei_VL написал(а):

материалтность не смущает?

Не смущает. Меня в Карелии в прошлом году, точно не СЧ водил у водопада в лесу, так что я вообще потеряла полную ориентацию в пространстве.

+1

16

#p28043,Дмитриевская написал(а):

Или бомж одичал.

Пока не встретил -- хоть бомж, хоть Абрамович, хоть волкодлак. А тот кто повстречал - уже ни с кем не перепутает.
Пример с гориллой: допустим некто никогда не видел изображения гориллы, а только слышал. В его представлениях это кошка или бомж, или ёж, или Абрамович. А когда он увилит гориллу, ему уже никто не вотрет, что он видел бомжа или дикобраза или Абрамовича. Не настолько уж люди идиоты, чтобы их убедить своим глазам и ощущениям не верить.

0

17

#p28056,Дмитриевская написал(а):

Не смущает. Меня в Карелии в прошлом году, точно не СЧ водил у водопада в лесу, так что я вообще потеряла полную ориентацию в пространстве.

Блин... Меня тоже не СЧ водил в Меге. Я приехал в один магазин, нашел его, купил, потом решил вернуться. Бесовское отродие, будь он проклят, дух этого Мега молла, ох и измотал он меня тогда! Кругами ходил, этаж помню, место помню, а выхожу в десятый раз к finn flar! Туда, сюда - пропал окаянный магазин со всеми товарами! Глазами гляжу кругом, а его не вижу, будто отвел кто! Пал я тогда на колени, да прямиком между Шеш-беш и Шоколадницей, вывернул все что на мне было наизнанку и взмолился духу: "гой-еси дух ты Мега-молла, всем этим хаосом заправляючи, без воли твоей тут ничего не свершается, толпами повелевающе, тусующе, обираюче, развлекающе и сам-де шутяче, укажи ты мне бестолковому, сбитому с пути одинокому путнику в толпах этих неведомых, лавку-магазинчик тот, да опосля выведи ты меня из владений своих, а я принесу ужо тебе жертву, от души - от себя оторву, кроксы новые отдам в справочную, обещаю не ходить боле сюды по воскресениям"

+1

18

Нюлэсмурт/Нюлэскузё/Нюлэспери - леший. У удмуртов, как народа, обитающего на территориях произрастания лесов, и в хозяйстве которых значительную роль играла охота, не могли не сложиться представления о духе-хозяине леса. У северных удмуртов он являлся одним из главных божеств пантеона, в честь которого устраивали всевозможные жертвоприношения. По мнению Г.Е. Верещагина, «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов у глазовских вотяков - бог лесов и ветра». В представлении удмуртов Глазовского уезда Нюлэсмурт, или как они его называли Бацым Нюня (Старший Брат), Нюлэс Нюня (Лесной Брат), вырисовывается в виде человека огромного роста («голова его стоит на одной вышине с самыми высокими деревьями его леса»), живет он в лесу, где имеет свою жену и хозяйство. В удмуртской мифологии подобные существа обозначаются теонимами, образованными путем прибавления к названиям «покровительствуемых» ими объектов слов-определителей: мурт - человек, кузё - хозяин, пери - злой дух, например, нюлэсмурт - леший, букв. «лесной человек»; коркакузё - домовой, букв.: «хозяин дома»; миньчопери - банный, букв.: «злой дух бани». По мнению В.Е. Владыкина, первоначальные удмуртские теонимы на -мурт (человек) уступили место теонимам на -кузё (хозяин), что связывается с процессами социальной дифференциации в удмуртском обществе . Под влиянием мусульман возникли теонимы на -пери.

http://udmurt-history.ru/duchovnaya-kul … rtov.html/

0

19

Задабривать их надо, задабривать. Мы, человечество перед ними виноваты.

0

20

#p28061,Sergei_VL написал(а):

Задабривать их надо, задабривать. Мы, человечество перед ними виноваты.

Ну как сказать. Лично мне ни жарко ни холодно от его возможного существования. Виноватыми нам незачем себя ощущать, во всяком случае массового истребления СЧ пока не зафиксировано. Про прикармливать согласна. Теоретически это давно должно помочь его обнаружить, особенно если к еде поставить фотоловушку.

0

21

Короче, у меня задача яснее проявить мост между фольклором и реальностью, где ключом к пониманию некоторых персонажей служит пока еще окончательно не вымерший гоминид. У кого то другая задача - наоборот отодвинуть сказки от окружающей нас действительностисти, вытолкнуть куда то в третье измерение, отняв у них земные черты. Воображение бедно, когда оно не основано на реальности. Прототипом Кощея Бессмертного наверняка был какой-нибудь тиран правитель.

Отредактировано Sergei_VL (06-10-2020 19:31:32)

0

22

#p28111,Sergei_VL написал(а):

Короче, у меня задача яснее проявить мост между фольклором и реальностью, где ключом к пониманию некоторых персонажей служит пока еще окончательно не вымерший гоминид. У кого то другая задача - наоборот отодвинуть сказки от окружающей нас действительностисти, вытолкнуть куда то в третье измерение, отняв у них земные черты. Воображение бедно, когда оно не основано на реальности. Прототипом Кощея Бессмертного наверняка был какой-нибудь тиран правитель.

Да собственно, почему нет? Это большая работа по анализу вот таких вот региональных материалов, которые можно в конце концов обобщить, вычленив из них представления о лешем, как антропоморфном существе и таким образом можно даже их локализацию проследить.

0

23

А вот про Бабу Ягу, которая была красавицей и женой Велеса.

Баба-яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса.
Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави.

https://ezoterik-page.com/babayaga/

0

24

Баба Яга = "жена или подруга Яг Морта" - девушка, похищеная в свое время лешим (снежным человеком) и сожительствовавшая с ним, но возвратившаяся к людям (или являющаяся с этих пор изгоем, живущая на краю деревни). Иногда такие женщины приобретают некую силу, дар. Они учатся от лесных людей лечить, колдовать, видеть человека, видеть будущее. С церковной точки зрения такой полученый дар считался бесовским.

+1

25

Православный активист и горные бесы

Спасатели МЧС нашли на Конжаке пропавшего туриста – православного активиста, кинорежиссера Сергия Алиева, прославившегося протестами против проката фильма Алексея Учителя «Матильда». Его искали 57 человек (волонтеры, сотрудники МЧС, полиция) и 17 единиц техники. После возвращения домой Алиев заявил, что случай на Конжаке – результат мести горных бесов.

На вершине, около креста Сергий обратил внимание на горки из камней (наверняка – туристические туры), почему-то решив, что это культовые религиозные объекты (вроде мансийских, буддистских, неоязыческих), и принялся разбрасывать эти камни. Говорит, что после этого ощутил присутствие «бесовских сил» и стал ждать от них мести. При спуске, по его словам, видимость была не больше пяти метров. Сергий в какой-то момент остановился на большом камне, опираясь на палку. «Кто-то бьет по этой палке, и я падаю левой частью лица на камень с высоты двух метров, – рассказывает он. – Если бы я не был боксером, было бы сотрясение мозга, а так мозгов нет, поэтому слава Богу».

https://eburg.mk.ru/incident/2020/10/21 … -sily.html

0

26

Конжаковский камень тоже бывшее мансийское священное место. Про горки из камней он ошибся, это туристы скорее всего складывали пирамидки на вершине. Мансийские же пирамидки обозначали варгу, оленью тропу. Это типа дорожного знака там где нет леса и возможности поставить катпос, статуса священного у него нет. Прав он в том, что в таких местах , действительно, нужно быть осторожным тем, кто верит в духовный мир. Духи охраняющее то или иное место, как правило - злые духи.

0

27

Духи не материальны - наверное так считает Алиев. Наверное это правильно. Значит, палку выбить никто не мог. Значит он сам навернулся. Я, например, часто думаю о единороге, разговариваю с ним, он мне помогает советом, я всегда беру его мнение в расчет. Но он не материален. Он меня не может довезти до магазина у метро чтобы я взял еще литрушку пива.
Про сотрясение. Товарищ считает, что боксер - это панацея от сотрясения? Удары любые в большей или меньшей степени оставляют сотрясения. Если он полетел с 3х метров башкой об камень - кем бы он ни был - он получит серьезную травму, а может расколоть череп.

0

28

#p30705,Sergei_VL написал(а):

Духи не материальны - наверное так считает Алиев. Наверное это правильно. Значит, палку выбить никто не мог. Значит он сам навернулся. Я, например, часто думаю о единороге, разговариваю с ним, он мне помогает советом, я всегда беру его мнение в расчет. Но он не материален. Он меня не может довезти до магазина у метро чтобы я взял еще литрушку пива.
Про сотрясение. Товарищ считает, что боксер - это панацея от сотрясения? Удары любые в большей или меньшей степени оставляют сотрясения. Если он полетел с 3х метров башкой об камень - кем бы он ни был - он получит серьезную травму, а может расколоть череп.

Духи не материальны, но могут влиять на материальный мир. Пример тому полтергейст.

0

29

Е. Е. Левкиевская пишет, что «леший обитает во всем лесу, однако больше всего любит коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки, глухую чащу».

В Иркутской области характерно представление о лешем, принимающем облик совы.

В Приенисейской Сибири зафиксирован двадцать один сюжет о лешем.
Материалы региона позволяют выявить следующий уровень распространения сюжетов:

• три преобладающих сюжета о лешем (леший водит, леший карает, леший пугает);
• семь среднераспространенных сюжетов (леший угощает хлебом, который оказывается навозом/сором, леший уносит проклятых, приходит к тоскующим родственникам, не дает двигаться телеге, в виде всадника завозит на дерево/скалу, губит скот, выгоняет из лесной
избушки);
• одиннадцать маргинальных сюжетов (леший поет, выдает себя смехом, покровительствует охотнику, проклятый человек становится лешим, леший приходит в дом к человеку, приводит к жене повитуху, меняется трубкой с человеком, человек убивает лешего, леший просит перевезти через мост, леший повторяет действия человека, человек в гостях у лешего).

0

30

#p30723,Дмитриевская написал(а):

Духи не материальны, но могут влиять на материальный мир. Пример тому полтергейст.

Полтергейст больше из разряда некоторых экстрасенсорных способностей человека. Там где есть полтергейст - обязательно находится человечек с необычными делами, какая-нибудь маленькая девочка, двигающая предметы полем.
Разве полтергейст относится к духам?
Этимология "дух" - дышит, дыхание.

0

31

#p30725,Sergei_VL написал(а):

Полтергейст больше из разряда некоторых экстрасенсорных способностей человека. Там где есть полтергейст - обязательно находится человечек с необычными делами, какая-нибудь маленькая девочка, двигающая предметы полем.
Разве полтергейст относится к духам?
Этимология "дух" - дышит, дыхание.

Вовсе нет. Мой духовник рассказывал, как при освящении квартиры , там летали предметы и вода текла снизу вверх из крана по трубам. Никаких способностей у людей не было, более того они не первые владельцы которые там жили и сталкнулись с этим явлением.

+1

32

Также в житиях святых описано множество случаев физического нападения невидимых бесов. Приподнимали и бросали о земь, например.

+1

33

#p17560,Дмитриевская написал(а):

Как представляли нечистую силу наши предки?
Как сейчас ее представляем мы?
Бывали ли с вами необычные случаи связанные с явлением нечистых духов?
Верите ли вы в духовный мир?

1) По-разному.
2) Я - никак.
3) Никогда.
4) Нет.

0

34

#p30729,Дмитриевская написал(а):

Вовсе нет. Мой духовник рассказывал, как при освящении квартиры , там летали предметы и вода текла снизу вверх из крана по трубам. Никаких способностей у людей не было, более того они не первые владельцы которые там жили и сталкнулись с этим явлением.

А может соседи?  :rofl:

0

35

Учение об антихристе в древности и средневековье.
Б.Г. Деревенский.

Русское слово «антихрист», как и латинское antichristus происходит от греческого (взамен, против - Христос, Мессия), означающее нечто противоположное Мессии-Христу или христианину. На русской почве слово это нашло самое широкое применение.

Под антихристом понимался как противник собственно христианского вероучения и христианской Церкви, то есть антихристианин (равно и отступник христианства, раскольник, еретик), так и шире — всякий некрещеный и неправославный человек, «нехристь», чужак, иноземец, представитель иной веры или религиозной конфессии, а также безбожник, атеист.

Протопоп Аввакум называл «шишами (=слугами, соглядатаями) антихристовыми» татар, то есть мусульман. Часто именем антихриста нарекался жестокий притеснитель, тиран, супостат, пусть даже внешне правоверный христианин.

Для князя Курбского антихристом был губитель, льющий кровь христианскую, и в послании к царю Ивану Грозному он сравнивал с антихристом Малюту Скуратова и других царских палачей.

Год издания: 2000

0

36

#p30734,lilac72 написал(а):

1) По-разному.
2) Я - никак.
3) Никогда.
4) Нет.

Спасибо за ответы.

1. Да представляли по - разному, но можно найти общие моменты. Интересно, на этом субъективном материале, можно выйти на нечто , что объективно существует?

2. Если есть возможность потратить время на нечто более полезное, это здорово.

3. Со мной тоже, кроме сонного паралича. Ученые
пытаются найти этому явлению рациональное объяснение, но не достаточно успешно.

4. На нет и суда нет 😉

0

37

https://ubr.ua/gallery/180837/144136

0

38

#p30734,lilac72 написал(а):

1) По-разному.
2) Я - никак.
3) Никогда.
4) Нет.

По поводу четвертого пункта.
Ни в коем случае не хочу вас обидеть, просто мысли вслух.

Дело в том, что мы с вами вовсе не обязаны отвечать на четвертый пункт "Да". Точно так же, как никто не обязан соглашаться с тем, что существуют такие звери как кенгуру. Кенгуру же не обязаны являться каждому, чтобы в них поверили. Их видели те, кто был в Австралии, и этого достаточно для того, чтобы знать о их существовании путем сарафанного радио, фотографий и книг. С тонким миром все сложнее, хотя есть одно сходство: духи, домовые и привидения вовсе не обязаны являться всем и каждому. Но сарафанное радио так же работает. Единственное, чего нет (пока нет) - фотографий, видеосюжетов и наблюдений. Но я думаю что все это в будущем.

А что касается сарафанного радио - те, кому "посчастливилось" встретиться с теми же домовыми, удивительно одинаковы в "показаниях".

0

39

Домовой
это все верно. Но я считаю, что если нечисть не проявляет себя в жизни человека, это не значит, что ее нет, это значит, что или этого человека оберегают светлые силы или он просто неинтересен нечисти, так как и так принадлежит ей. А то ведь вдруг одумается, решит что как то не так живёт .

0

40

#p31663,Дмитриевская написал(а):

Но я считаю, что если нечисть не проявляет себя в жизни человека, это не значит, что ее нет, это значит, что или этого человека оберегают светлые силы или он просто неинтересен нечисти, так как и так принадлежит ей.

Я думаю есть еще третий вариант.
Человеку просто повезло :-)

0


Вы здесь » Обо всем странном » Нечистая сила » Нечистая сила в представлении наших предков (продолжение)